Павловский благочиннический округ - Епископ Выксунский и Павловсий Варнава «Духовно-нравственное воспитание личности в православной традиции: формы, методы и результаты»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Епископ Выксунский и Павловсий Варнава «Духовно-нравственное воспитание личности в православной традиции: формы, методы и результаты»28 Ноябрь 2017

«Духовно-нравственное воспитание личности в православной традиции: формы, методы и результаты»

 

Уважаемые участники сегодняшней встречи!

Рад приветствовать вас на секции «Молодежь – за жизнь, нравственность и будущее России». 

Важность обсуждаемого здесь вопроса очевидна всем нам, потому что те, кого мы воспитываем, те, которые сегодня молоды и юны, завтра будут созидать жизнь страны. Они будут устраивать не только экономику, социальную сферу, но и то, какой будет культурная, социальная, духовная жизнь людей; а значит, определять ее будущее. 

Говоря о духовно-нравственном воспитании, мы не всегда даём себе отчёт в том, что эти понятия имеют различие. Некоторые полагают, что духовное – это и есть нравственное, и наоборот, нравственное – значит духовное. Хотя эти понятия и близки, и одно может вытекать из другого, все же это не одно и тоже.

Нравственность связана с действиями человека, с его внешним поведением в обществе, и оценивается им в соответствии с принятыми в социуме нормами морали. Духовность же – внутреннее состояние, которое соответствует Духу Божьему, главным сущностным свойством которого является любовь.

Человек может совершать нравственные поступки, быть вежливым, бережливым, культурным, быть филантропом, но при этом мотивы этих поступков могут быть совсем не духовными. При этом человек внутри себя может ненавидеть или презирать, или быть равнодушным, или жадным, или тщеславным, или думать плохо о людях (так что очень хорошо, что мы не умеем читать мысли других!).

И лишь когда нравственные поступки совершаются в духовном ключе имеет правильные духовные побуждения, эти два понятия приобретают органичную и естественную связь. Тогда в человеке становится, по Чехову, «все прекрасно», особенно душа и мысли.

Православная традиция сохранила вечные, неизменные ценности, основанные на предании Церкви, передающиеся от поколения к поколению. Наша задача – открыть молодым их красоту и притягательность, чтобы они, имея верные критерии, отделяли правду от лжи, рассматривая в огромном потоке информации, что происходит в мире, обогащались полезным, защищаясь от  вредного и разрушительного. 

Но как правильно это сделать? Чтобы это было интересно, органично, естественно, современно? Задача непростая. В самой природе юности у нас есть союзники и противники.

В эту пору происходит созидание личности, ее развитие.

В природу юности заложено много доброго. Это огромная жизненная энергия, динамичность, стремление поскорее все узнать и почувствовать – «и жить торопится, и чувствовать спешит», – это духовная интуиция, чувство того, что мир состоит не только из видимых вещей, есть и духовное измерение жизни. В эти годы человек ценит дружбу и общение, у него есть потребность делить свою жизнь с другими, находить единомышленников, распространять своё понимание жизни. Есть также стремление искать идеалы, справедливость, стремиться к доверию, находить примеры для подражания. 

В тоже время, есть свойственные этому возрасту доверие к себе и своему восприятию мира, но нет критичного отношения ни к своему «я» и объектам подражания, ни ко всему новому, которое, безусловно, притягивает.

И именно здесь кроются главные проблемы и опасности, потому что сегодня, как никогда, огромное влияние на формирование личности оказывают внешние факторы. Это мощный поток информации яркой, чувственной, эмоциональной, которая через глобальную информационную сеть проникает в умы и сердца.  Те, которые создают моду, массовую субкультуру, умело используют стремление быть современными для достижения своих целей: коммерческих, идеологических, политических. Большую опасность представляют идеи эпохи постмодерна, когда постулируется равнозначность всех идей и взглядов, относительность, субъективность истины. Либерализм как идеология, став уже политическим инструментом, покушается разрушить самобытность и идентичность личности. В либерализме нет понятия личности, есть понятие индивид, который, чтобы обрести подлинную свободу, должен последовательно отказаться от всех форм идентичности: культурной, этнической, религиозной, гендерной. И, таким образом, «расчеловечиться».  Как следствие всего этого исчезают понятия стыда и греха, раскрепощая инстинкты и порочные наклонности. Один из опросов выявил такую статистику: 2/3  молодежи употребляет алкоголь. Из 100 опрошенных делят досуг таким образом: 30% – пиво и сигареты, 30% – компьютер и телевизор, 20% – дискотеки, на все остальное, такое как посещение секций и кружков, остаётся 20%.

Серьезной проблемой является и компьютерная зависимость: компьютерные игры и социальные сети.  90% молодежи проводят в соцсетях от 2-х до 5 часов в день.

Задача духовно-нравственного воспитания ввиду этих факторов приобретает одновременно и особую важность, и сложность. Как при открытости детей и молодёжи к восприятию того, что несёт им современный мир, научить их защищать внутренние границы царства своей души? Как их привлечь, как раскрыть красоту православия, чтобы они сохранили свою религиозную, культурную, национальную самобытность, при этом чувствуя пульс времени, не «выпадая из него»?

За период  возрождения в Русской Церкви уже накоплен опыт системной работы с молодёжью, организованы соответствующие отделы на синодальном и епархиальных уровнях, разработаны методические рекомендации.

Однако молодежное служение в епархиях нельзя выстроить по шаблону, эта живая, очень творческая работа, в которой часто приходится экспериментировать, идти ощупью, пробовать и ошибаться. Опыт, как известно, «сын ошибок трудных».

Молодежная аудитория разная как по возрасту и по группам интересов, так и по отношению к православию. Поэтому и работа должна вестись с учетом особенностей конкретной группы.  Основные места, где массово собирается молодежь, – это, конечно, школы, ССУЗы, ВУЗы. Затем идут ДДТ, ДК, спортивные секции, кружки. Конечно, молодёжь собирается на дискотеках и в ночных клубах, в заброшенных домах и темных дворах, но этот вид миссионерства слишком экзотичный, экстремальный, и не всегда безопасный для самого миссионера. Миссионеры у нас, что называется, «на вес золота», поэтому мы их туда не посылаем. Во всяком случае, пока не будем уверены в успехе.

В Выксунской епархии сложились добрые связи с муниципальными управлениями образования, что является хорошим фундаментом в системной работе со школьниками разных возрастов. Несколько лет во всех образовательных учреждениях епархии продолжает работу выставка-лекторий «Человеческий потенциал России», где наряду с тематикой, направленной против алкогольной и наркотической  зависимостей, популяризируются семейные ценности. И в этих контекстах есть возможность говорить о ценностях православия. Конечно, к систематическим можно отнести и занятия на классных часах, и внеклассную работу. 

Существуют и другие формы: семинары, конференции, встречи и беседы в образовательных организациях, выставки, концерты. Очень интересна форма организации театральных фестивалей и постановок. Например, спектакль «Оскар и розовая дама» проходил на разных площадках в нескольких городах и  пользовался большим успехом. Проводятся также мероприятия, привлекающие молодежь, имеющие разовый характер, такие как акции, приуроченные к праздникам, каким-то общественно-значимым событиям.

Подобных мероприятий с участием молодых людей ежегодно в Выксунской епархии на различных уровнях (епархиальном, благочинническом) проходит около 200, охватывая более 20 000 человек.

Предлагаются также различные формы досуговой или творческой деятельности, совместимые с православной духовностью. Это форма выстраивания диалога с молодёжью на основе ее интересов: от экскурсионной поездки до секции авиамоделирования, парапланиризма и кайтинга. Такие формы работы с молодежью в нашей епархии тоже  развиваются. Так, один священник давно занимается кайтингом и парапланиризмом и уже организовывал несколько молодежных встреч.

Также в епархии для  молодых людей открыты Школы женихов и невест и Школы молодых семей. Эта форма практикуется уже второй год в городском округе Выкса и первый год в городе Павлово. Надеемся, она принесет плоды в духовно-нравственном становлении семейных отношений.  Отрадно, что в этой работе мы получаем поддержку со стороны муниципальной власти.

Для той группы молодежи, что уже воцерковлена, но недостаточно просвещена работают катехизаторские курсы, кружки по изучению Священного Писания, воскресные школы для взрослых.  Метод этой работы можно обозначить как непосредственную миссию. В Выксунской епархии сегодня действуют катехизаторские курсы в Павловском благочинии, а в  других благочиниях действуют объединения и воскресные школы для взрослых по изучению Священного Писания и Истории Церкви. На сегодняшний день в них насчитывается около 400 обучающихся.

Очень важна тесная связь между Церковью и другими общественными институтами, особенно в вопросах социальной работы и благотворительности. Сегодня это имеет свое отражение в волонтерской или добровольческой,  деятельности. В Выксунской епархии существует три мощных молодежных объединения:

- молодёжное объединение «Служение» при храме Воздвижения Креста Господня в селе Большое Окулово городского округа Навашинский;

- молодежное объединение имени святителя Игнатия (Брянчанинова) в Чкаловском благочинии;

- добровольческое молодежное движение «Милосердие» при храме святителя Николая Чудотворца в городе Кулебаки;

- молодежное волонтерское движение «Милосердие» при Покровском храме города Павлово, о котором мы сегодня услышим в докладе отца Арсения.

Ещё одна форма духовно-нравственного воспитания личности, на мой взгляд, самая эффективная, и ей мы уделяем большое внимание – это создание молодёжных организаций. У нас их несколько. Выксунская и Чкаловская общественные военно-патриотические организации «Православные витязи», военно-патриотический клуб «Клеоника» в Вознесенском благочинии,  Национальная организация витязей и другие. О деятельности этих организаций, а она очень интересна,расскажут следующие докладчики. Могу сказать, что сегодня такие объединения начинают активно развиваться. За ними хорошее будущее, потому что в них заложена духовно-нравственная составляющая, основанная на православной традиции, воспитании ответственности, мужества, патриотизма. Здесь выработана система личностного роста, и, в тоже время, прививается соборный  дух, когда «один за всех и все за одного».  Поэтому такие объединения необходимо всячески поддерживать и развивать. Наиболее удачная, хорошо продуманная и универсальная организационная форма (на мой взгляд, конечно), объединяющая и мальчиков, и девочек  разных возрастов воплощена в РНО "Витязи", которая существует уже почти 90 лет и накопила огромный опыт.

В общей сложности в Выксунской епархии в таких организациях состоит около 500 человек.

Интернет и, в частности, именно социальные сети, – это ещё одно молодежное пространство и актуальное (а для очень многих в молодежной среде – основное)  средство коммуникации и познания. Поэтому в марте 2017 года были зарегистрированы страницы Выксунской епархии в наиболее популярных социальных сетях: Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Instagram. Количество формальных подписчиков на конец ноября – почти 1100 человек. Количество реальных читателей – более 7000 ежемесячно. Однако цель присутствия епархии в социальных сетях – это не «создание положительного имиджа организации», не количество подписчиков и просмотров, а, прежде всего, свидетельство/миссионерство, осуществляемое на доступном языке для той части паствы (нынешней и будущей), которая сосредоточена там. Безусловно, мы обращаем внимание на статистику, анализируем, к какой форме подачи контента люди проявляют больший интерес. Но при этом нацелены не просто на создание потока новостей епархиальной и приходской жизни, а на то, чтобы у читательской аудитории, в особенности, у молодежи сформировалась целостная картина происходящего, чтобы они знали позицию Церкви по актуальным проблемам, имели возможность узнать о ценностях, которые несет христианство. Сегодняшнее медиа-пространство во многом определяет мировоззрение молодых людей. И мы должны стараться воздействовать на молодых интеллектуально и духовно, давать им пищу для размышлений.

Молодежная аудитория, главным образом, сосредоточена на площадках Вконтакте и Инстаграм. Люди от 18 до 30 лет составляют более 30% от общего количества читателей (если расширить границы до 35 лет, тогда расклад будет другой – молодежь займет уже более 54% аудитории). Опишу возможности конкретных площадок, и почему мы именно на них делаем упор.

Вконтакте. Здесь возможно варьирование текстового, фото и видео-контента, что дает большие возможности взаимодействия с аудиторией, включая непосредственное общение. Пользователи социальных сетей могут не просто комментировать новости, а задавать вопросы, адресуя их священникам, некоторые из которых в социальных сетях также активно присутствуют. Страницы в социальных сетях позволяют не только односторонне дать информацию, но и собрать инициативную группу на конкретном приходе, привлечь молодежь к социальным и миссионерским акциям.

Instagram. Эта социальная сеть работает в режиме блога, где основной материал – фотографии. В ленту епархии отбираются уникальные снимки, отражающие служение правящего архиерея и наших священников, значимые события внутри Церкви и за ее оградой. Здесь автором может стать любой, кто участвует в жизни своего храма, развивает миссионерское, социальное, молодежное служение на приходе. На этой площадке диалог ведется посредством изображений, что привлекает, в первую очередь, молодое поколение. Достоинство Instagram – быстрый доступ к материалам, которые обновляются постоянно, поскольку сделать снимок можно на фотокамеру телефона и сразу же отправить его в сеть. Кстати, Инстаграм работает именно с телефона, а не с компьютера, что и обусловило его огромную популярность среди молодежи).

И последнее, что хотелось бы отметить. Главная проблема, стоящая сегодня перед нами, – это недостаток кадров. Советы и рекомендации не заменят людей, а опыт так и останется невостребованным, если его некому будет передать, если не будет готовых взять на себя бремя этого непростого служения. Помните, у Пророка Исаии: «Кого мне послать?» вопрошает Бог. И слышит ответ: «вот я, пошли меня».

Вторая проблема –теплохладность. Не горим! Особенно это касается пастырей. Готовых и способных идти к молодежи – буквально единицы. А ведь главная составляющая успеха в миссии среди молодежи – решимость и готовность идти на Божие служение, горение сердца Верой и Любовью. Если этого не будет, то не будет услышано Слово Божие, даже если человек и подвигается на это дело. Митрополит Вениамин Федченков вспоминал слова одного серба: «...владыко, а почему так? Один скажет: Бог! – и нет ничего. А другой скажет: Бог! И огонь разгорится». Если сам  не горишь, то никого зажечь не сможешь, будешь, по слову Паисия Афонского,«стрелять холостыми патронами».

Так что желаю всем нам этого духовного горения, успехов в начинаниях и добрых результатов, чтобы у России и у Православия на Русской земле было сформировано мощное молодежное национальное ядро, а значит, и будущее.

Спасибо за внимание!

http://vyksa-eparhia.ru/publikacii/duhovnonravstvennoe_vospitanie_lichnosti_v_pravoslavnoj_tradicii_formy_metody_i_rezultaty/

назад к списку новостей