Павловский благочиннический округ - иерей Федор Цыганков "Рождественский пост"
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

иерей Федор Цыганков "Рождественский пост"28 Ноябрь 2017

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень…

Ис. 58,1–14. (Книга пророка Исаии)

С 28 ноября по 7 января настает период Рождественского поста. Все Православные Христиане приуготовляют себя постом и молитвою для встречи Рождества Христова. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Упоминание об этом посте мы видим еще например из книги Деяний Апостольских. Мы знаем, что апостол Павел сам соблюдал пост. Когда находился он в бедственном плавании в Рим, тогда была зима, и читаем: «Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни» (Деян. 27, 9-10).

О как верно называют священные песнопения пост матерью целомудрия, ибо ничто не располагает так к нарушению целомудрия, как объедение и пьянство. Но не только об одном половом целомудрии говорим мы, восхваляя пост: есть и другая форма целомудрия — целомудрие духовное. Это чистота сердца, и к этой цели — к чистоте сердца и располагает нас пост. Я знаю, конечно, что не всегда можете достать постную пищу, какую хотелось бы. Что скажу я по этому поводу? Скажу, что важно не только то, что будет входить в ваши уста, а еще гораздо более важно ваше духовное настроение, ваше отношение к посту. Ибо если не имеете постной пищи и принуждены есть все, что можете иметь, то не осудит вас за это Бог. Но если будете относиться с пренебрежением к посту, если не будет у вас намерения и желания поститься, будете Богом осуждены, ибо ценит Бог не только добрые дела наши, но и все наши добрые намерения. Он смотрит в сердце ваше, и если видит скорбь о том, что не можете поститься, то скорбь эту вменяет в подлинный и истинный пост. Почему должны мы с великим благоговением относиться к посту? Прежде всего потому, что пост установлен Самим Господом нашим Иисусом Христом, а если Он установил, то значит, это важно, это свято; надо это чтить всем сердцем, надо соблюдать слова Его. Однажды Господа Иисуса Христа упрекнули фарисеи и книжники, что ученики Его не постятся. Они сочли это за нарушение закона и указали на это Христу, а Господь ответил им: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, когда с ними жених? — Доколе с ними жених, не могут поститься. — Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). Он установил, следовательно, пост для апостолов Своих, но что повелено апостолам, то повелено всем нам. И подал нам Господь Иисус Христос великий пример поста, когда в пустыне Иудейской постился тяжелым сорокадневным постом. И святые апостолы Его соблюдали посты. Читаем в Деяниях Апостольских, что апостолы возлагали руки на хиротонисуемых ими во пресвитеров только после поста — они готовились к рукоположению во пресвитеров постом и молитвой. (Деяния 13,3) Так говорил на проповеди Святитель Лука Крымский.

У каждого человека есть страсти, и лукавые духи, видя их в нас, стараются разжечь их. Бесы нападают на нас только по допущению Божию. Бог, ведя нас на брань со злом,  дал нам и оружие – это пост и молитва. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом». (Мф. 17:19). Еще пост можно назвать «моментом истины» в том смысле, что мы познаем себя. Как? Обычто от поста ждешь чистоты, спокойствия духовного, спокойствия от суеты, чтобы заняться своим внутренним человеком. Это конечно же происходит, но не сразу, спустя какое-то время - время необходимое на самосовершенствование. Но к этому предстоит путь и великий труд, или по- другому сказать – тренировка. Та самая аскеза ( от греческого упражнение), которая ведет нас к совершенству, смотрите что говорит Господь в Евангелии: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия, восхищают его» (Мф. 11,12). Часто во время поста, если прислушаться к себе, то можно заметить, что вдруг страсти, вместо того чтобы утихомириться, начинают восставать на тебя. Иногда даже « зло берет». Это мы разворошили в себе целый «террариум» духовных змей, которые дремали в нас, пока получали услаждение. Но теперь им стало не хватать «пищи» и они возмутились. В такие моменты святые отцы советуют нам усилить молитву, т.к. она является материю добродетелей. И страсти и добродетели присутствуют в человеке в виде связки. И когда человек потакает одной страсти, от от нее подпитываются другие и возрастают, а когда развивает в себе добродетель, то питаются другие и выходят на свет. «Как совокупность страстей образует собой цепь, так же и добродетели составляют единую неразрывную цепочку. Один добрый поступок влечет за собой и всю цепь, одно доброе дело питает и усиливает все добродетели». («Путь умного делания». Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский).

Поэтому пост и молитва являются мерой комплексной.

«Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям? И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу». (Из проповеди митроп. Антония Сурожского).

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4,6). Отсюда и труд - дело подвижника, а успех дело Благодати Божией.

Текст составил иерей Федор Цыганков - помощник благочинного Павловского округа по миссионерской работе.

назад к списку новостей