Радоница. Проповедь иерея Феодора Цыганкова.24 Апрель 2017
Радоница.
Пасха – радость победы над смертью! Это время радости, а не грусти, поэтому в течение всей Светлой седмицы не совершались гласные поминовения усопших, а так же переносились все поминальные мероприятия не связанные с похоронами - на Радоницу. А так же посещения мест захоронений, по церковному уставу совершается не ранее Радоницы. Т.е. ходить на кладбище на Пасху по-меньшей мере не уместно. Всему свое время. «Только всё должно быть благопристойно и чинно». (1 Коринфянам 14, 40). Даже на отпевание накладывается отпечаток пасхального торжества. Оно совершается по пасхальному чину.
Ра́доница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней. Cовершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.
Оно отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).
Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.
В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.
В переносе упокойного поминовения на Радоницу есть и церковная мудрость. Так как от нас скрыта посмертная учесть усопших, во-первых, чтобы мы не нерадели о спасении и вечной жизни, ведя расслабленную жизнь, а думали о часе смертном, а во-вторых, чтобы не унывали, видя в себе несовершенства, зная что это есть Божий дар. Святой Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит: « Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.»(2,8). В противовес тому, как некоторые язычники представляли, будто души усопших обожествлялись и переводились в ранг духов для поклонения. Что мы видим в культах египетских фараонов, к примеру. Поэтому зачастую устраивались поминальные тризны, на которых весело гуляли, «ублажая» новоиспеченное божество.
Теперь-то мы знаем, что все не так! Каждая душа, представ пред Богом, или прославится, или постыдится от своих дел. И решает это Господь, а не мы.
Ещё раз поздравляю всех с Пасхой – Христос Воскресе!
Всем живым доброго здравия, а усопшим доброго упокоения.
Статью подготовил иерей Феодор Цыганков, помощник благочинного по миссионерской работе.
назад к списку новостей