Павловский благочиннический округ - «1917-2017. Уроки столетия». Доклад епископа Выксунского и Павловского Варнавы на открытии XI Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

«1917-2017. Уроки столетия». Доклад епископа Выксунского и Павловского Варнавы на открытии XI Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии29 Ноябрь 2016

«1917-2017. Уроки столетия»

Доклад епископа Выксунского и Павловского Варнавы на открытии XI Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии

Каждое время рождает свое понимание смысла истории. Однако неизменным остается подход, при котором исторический процесс видится не как последовательность не связанных между собой фактов, а как взаимообусловленный ряд событий, в течении которых прослеживается определенная закономерность. Ничто в настоящем не возникает само по себе, все имеющиеся в данный момент процессы и явления имеют свои корни в прошлом. Поэтому анализ и оценка событий прошлого помогает человеку понять настоящее, меньше ошибаться с формированием будущего.

Однако далеко не всегда знание предшествующего опыта предостерегает от неправильного, губительного поступка. Человечеству много раз приходилось убеждаться в бессмысленности революционных потрясений, ведущих к социальным катаклизмам, но революционный пыл и поныне не остывает, и то там, то тут разгораются новые очаги. Многажды приходилось подсчитывать ущерб, нанесенный войнами, но боевые действия в той или иной части земного шара ведутся постоянно. По замечанию русского философа Н. Бердяева, «знать историю мало, нужно уметь извлекать из нее уроки. Иначе всем известные ошибки будут повторяться». Об этом же говорит и немецкий мыслитель Георг Гегель: «История повторяется до тех пор, пока люди не усвоят уроки, которые они должны извлечь из истории».

Социальные потрясения начала XX века – февральская и октябрьская революции 1917 года, гражданская война, смута, убийство царской семьи, жесточайшие гонения на Церковь, уничтожение всего, что не «идет в ногу» с режимом – являются результатом отхода русского человека от Бога. «Нужно понять и признать: русская разруха имеет глубокое духовное корнесловие, есть итог и финал давнего и застарелого духовного кризиса, болезненного внутреннего распада» – констатирует замечательный русский богослов прот. Георгий Флоровский, отмечая, что преодолеть наступившую катастрофу можно было бы «только в подвиге, в строгом искусе духовного трезвения, <…> только в  бдении и аскезе, только в молитвенном безмолвии». Однако русский человек оказался не готов к борьбе с внутренним врагом и, прельстившись казавшимися истинными лозунгами, пал жертвой «мысленного волка». «Предельный ужас революции был в нашем бессилии – в том, что в грозный час исторического испытания нечего было противопоставить раскованным стихиям зла, что в этот час открылось великое оскудение и немощь русской души. В революции открылась жуткая и жестокая правда о России, страшная бездна русского отпадения и неверности», – отмечает прот. Георгий Флоровский.

Безбожная система рождает бесчеловечные отношения между людьми, находящимися внутри нее. Особенно такое отношение распространяется на «самое слабое звено» – инвалидов, сирот, социально незащищенные группы граждан, женщин в кризисной ситуации, стариков – всех тех, кто не способствует эффективной работе государственной машины, не приносит ощутимую пользу. Смысл их существования для большинства не очевиден. И если с евангельской точки зрения, страдание необходимо для того, чтобы «явились дела Божии» (Ин., 9:3), то для человека безбожного времени страдание – повод для эвтаназии, самоубийства, аборта, развода и т. п.

В советском обществе, нивелировавшем ценность человеческой жизни, тех, кто не мог быть полноценной социальной единицей – инвалидов – было принято не замечать, скрывать в спецучреждениях. В системе, где не было места Богу, стало возможно уничтожение новой едва зародившейся человеческой жизни, прерывание нежелательной беременности, убийство не способного защитить себя ребенка стало называться просто операцией. РСФСР первым в мире в 1920 году узаконил аборт, в результате чего, согласно официальной статистике, в нашей стране были уничтожены и до сих пор уничтожаются от 500 тысяч до пяти с половиной миллионов нерожденных младенцев каждый год! Только в обществе, где главным мерилом жизни defacto является материальный успех, такое естественное явление, как многодетность считается безумием.

Духовный кризис каждого человека – отсутствие Бога в его душе, потребительское отношение к ближнему – влечет за собой кризис семьи. Известно, что в XIX веке на 100 тысяч браков приходился всего один развод. В наше время в среднем по стране на 1000 браков приходится более 600 разводов, и этот показатель не снижается. Наоборот, он возрос по сравнению с прошлым годом. Растет число сожительств, которые почему-то называют гражданскими браками. А что такое сожительство? Союз двух индивидов, не желающих нести ответственность за жизнь друг друга, за жизнь и воспитание детей. Брачные и внебрачные союзы, в которых нет места подвигу, а «тяготы друг друга» воспринимаются как непосильное и ненужное бремя, распадаются. О детях мыслей нет, когда любовь является переодетым эгоизмом, а не желанием жить не для себя, приносить жертву, отдавать, а не брать. Вследствие этого около 40 процентов детей в России рождаются и воспитываются в неполных семьях, что не может не сказываться негативно на их здоровье, развитии, способностях, жизни. Девиантное поведение, депрессивное состояние, наркомания, алкоголизм, склонность к суициду – явления, ставшие массовыми среди детей и подростков.

Россия сейчас – страна с низкой рождаемостью и высокой смертностью. Традиционная семья в России была многодетной, что обеспечивало большой прирост населения. В 1906 году Дмитрий Иванович Менделеев опубликовал свой труд под названием «К познанию России», где на основании результатов переписи населения 1897 года им был сделан подробный анализ и прогноз численности населения России. В каждую минуту дня и ночи общее число рождающихся в России превышало число умирающих на 4 человека. Ежегодный естественный прирост населения был не менее двух миллионов жителей. К 2007 году, по его подсчетам, население Российской империи насчитывало бы 594 миллиона человек Сейчас количество населения официально составляет 146 миллионов человек! При этом мы еще не дошли до критической черты, она еще впереди, когда в репродуктивный возраст войдет поколение людей, родившихся в 1990-х годах. И если показатели демографии будут по-прежнему низкими, к 2025 году мы увидим более серьезное снижение численности населения. Нижняя граница ее составит 80 миллионов человек. Эта цифра совсем критическая, поскольку при населении менее 80 миллионов автоматически открывается дорога к полному распаду государства. Не будет населения – некому будет защищать границы (а они у нас большие), развивать страну.

Что делать? Как изменить положение, в котором находится институт семьи? Очевидно, что необходимо вернуть мировоззрение людей к евангельской шкале ценностей. Православная традиция понимания семьи исходит из библейского свидетельства о неразрывности брака, потому что муж и жена составляют одно существо: «…потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт. 2, 24). Об этом же говорит Христос в Евангелии. Первая же заповедь, данная прародителям человечества Адаму и Еве: «...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 2, 28), возвещает человечеству волю Божию и благословение на рождение детей…

Преодолев гонения и тяжелейшие испытания XX века, Русская Православная Церковь и сегодня делает немало для того, чтобы разрешить проблемы в социальной сфере нашего государства. Усилиями Церкви создаются кризисные центры для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, центры гуманитарной помощи, осуществляется волонтерская помощь бездомным, инвалидам, работают благотворительные организации по сбору средств для нуждающихся. В Церкви уже имеется опыт взаимодействия в социальной сфере с властью и обществом на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. В самой государственной политике прослеживается тенденция к более внимательному отношению в решении социальных проблем.

Но нужны радикальные меры, решительные действия. Корабль государства России получил серьезную пробоину. Ввиду того, что корабль большой, опасность крушения не так очевидна, она отсрочена. Голоса, предупреждающего об опасности, или не слышат, или считают преувеличением. Но мы знаем, что существует понятие точки невозврата. Необходимо переменить отношение общества к семейным ценностям, переходить от деклараций к конкретным делам. Необходимо активнее подключить медиаресурсы к созданию привлекательного образа многодетной крепкой семьи, отцовства, материнства. Те же ценности комплексно продвигать через культуру, образование, социальную рекламу. Эти действия должны носить системный характер.

В то же время каждый человек призван к ответственному и осмысленному подходу к своей жизни, призван к богоподобию и святости. Многие отечественные мыслители отмечали, что русскому человеку свойственно искать в жизни некий высший смысл, не довольствоваться исключительно материальной ее составляющей. Отсутствие высшего смысла в жизни влечет за собой ситуацию вседозволенности и крах. Философ Иван Ильин писал: «Православие … дало русскому народу глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения… Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного и сверхнационального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному…» Без Православия, без живой веры человек оказывается слаб и не защищен от духов злобы поднебесной и готов отдаться тому, что ему кажется сейчас важным. О том, что безбожное общество обречено на вымирание, красноречиво говорят трагические события истории России минувшего века. От того, насколько хорошо будут усвоены уроки прошедшего столетия, зависит наша судьба в будущем.

 

Пресс-служба Выксунской епархии.

назад к списку новостей