Павловский благочиннический округ - Статья - "Разрушенный до основания храм в селе Бараново"
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Статья - "Разрушенный до основания храм в селе Бараново"08 Октябрь 2015

Разрушенный до основания храм в селе Бараново

Есть в золотой осени какая-то созерцательность, неторопливость во всём. В это время мы отмечаем один из самых утешительных праздников православных христиан – Покров Пресвятой Богородицы. В нашем небольшом районе, Сосновском, в честь этого события было освящено два храма – в Панине и в Баранове. Жители Панина сохранили свою святыню, а вот барановцы не смогли. Сейчас на том месте, где когда-то стояла церковь, ничего нет, только ветер тихо перебирает золотые и медные листья, под ногами шуршит сухая трава. А до 40-х прошлого века с высокой церковной колокольни разливался звон, созывающий народ на молитву. Рядом с местом, где когда-то был алтарь, стоит памятник погибшим на войне жителям Баранова, построенный в советские годы.

Покровский храм в Баранове

В минувшем году трехпрестольный каменный храм в Баранове отметил бы свое 200-летие. Но слишком рьяно взялись за разрушения святыни, камня на камне не оставили. Главный престол храма был освящен в честь любимого осеннего праздника русских людей – Покрова Пресвятой Богородицы. Правый придел наши предки освятили в честь Архистратига Божия Михаила, и это не случайно. Архангелу Михаилу была посвящена деревянная церковь в соседнем тогда еще селе Захарове, но со временем она разрушилась, и в память о ней освятили один из приделов. В самой же деревне Захарове поставили небольшую деревянную часовню. Левый придел Покровского храма был освящен в честь святителя Николая Чудотворца в память о чуде, случившемся в деревне Красное. Здесь в древние времена была обретена икона этого дивного святого.

Листая страницы истории

Каменный храм построили не на пустом месте, а рядом с обветшавшей деревянной церковью. Строился он на средства прихожан и «доброхотным от посторонних людей подаянием». Именно так сказано в старинном справочнике, датируемом 1904 годом. Деньги на доброе дело выделяла и искадьевская помещица Погуляева.

К приходу Покровской церкви относились жители Баранова, Захарова, Искадьева, Красного, Пияичного. Всех жителей в приходе в 1850 году было около 1300 человек. В те годы в Баранове служили два священника: Андрей Илларионович Померанцев и Александр Евграфович Вишневский. Отец Андрей служил у престола Покровской церкви более 35 лет – с 1818 по 1854 годы.

С 1856 по 1870 год приход церкви окормлял священник Николай Иванович Никольский. В 1871 году в Бараново прибыл Александр Филиппович Авдентов. В те годы батюшка уже был в почтенном возрасте, ему минуло 63 года. Прослужил он в Баранове всего один год. Зато пришедший за ним священник Иоанн Антонович Заколпский окормлял свою паству на протяжении 27 лет, с 1872 по 1899 год. При этом деятельном батюшке в Баранове было открыто местное отделение братства Святого Креста. Епархиальное миссионерское братство Святого Креста было создано в Нижнем Новгороде по инициативе архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоанникия в 1875 году. В 1894 году о. Иоанн избран председателем отделения братства.

Помимо этого, отец Иоанн был законоучителем в земском училище, которое действовало в Баранове с 1891 года. В те годы там учились 25 мальчиков и одна девочка. Церковным старостой тогда был Алексей Козмин Козлов. Отчества и фамилию в 19 веке имели и простолюдины, и дворяне, но разница состояла в форме отчества. У крестьян оно имело форму притяжательного прилагательного – Козмин (значит сын Козьмы или Кузьмы), у дворян – Кузьмич.

Всего один год, с 1898 по 1899 у престола в барановском храме служил священник Иоанн Михайлович Елизаров. А с 1900 по 1908 год приход окормлял священник Николай Александрович Авров. Отец Николай преподавал в земском начальном училище. В 1902 году в нем учились 38 мальчиков и 12 девочек.

Надо сказать, что в Покровской церкви четко и аккуратно велась вся документация. В Нижегородском государственном архиве сохранились исповедальные росписи Покровского храма, которые в течение многих десятилетий заполняли священнослужители. Исповедальные росписи представляли собой церковную тетрадь с расчерченными вручную таблицами, в которые заносились данные о том, кто был у исповеди и святого причастия. И кто не был, и по какой причине. Помимо этих духовных ведомостей, сельские батюшки также вели метрические книги, в которых регистрировалась информация «о рождающихся» (рождение ребенка), «о бракосочетающихся» (заключение брака), «об умирающих» (смерть и ее причины). Это большая работа требовала от священников грамотности, ответственности и аккуратности. Книги, оставленные нам сельскими батюшками, могут многое рассказать о наших предках.

Пострадал за веру

Последним священником, о котором мы сумели что-то узнать, был Петр Александрович Воскресенский. Он служил в Покровском храме с 1909 года. Отец Петр родился в Сергачском уезде, в семье священника. Вскоре после рукоположения, в возрасте 24 лет, прибыл в Бараново. Здесь его встретила благоустроенная, обнесенная каменной изгородью церковь. Старостой при храме с сентября 1913 года служил Иван Филиппов Евсеев.

Батюшка преподавал в земском училище, где в те годы учились 54 мальчика и 27 девочек. Вместе с о. Петром в училище трудились две учительницы: Валентина Игнатьевна Сперанская, происходящая из дворян, и Александра Ивановна Святицкая, дочь священника. В то время действовала школа и в соседнем Захарове. Для деревенской ребятни она распахнула свои двери в 1912 году. Тогда за парты сели 19 мальчиков и 14 девочек. Учила крестьянских детей Елена Алексеевна Чупрунова, сама происходившая из крестьян.

Верой и правдой нес отец Петр слово Божие до последнего часа. Седьмого января 1933 года, в праздник Рождества Христова, в дом священника постучались. Отцу Петру в ту пору было 48 лет, вместе с матушкой они воспитывали троих детей: Леонида, Зинаиду и Александру. Сотрудники НКВД сделали спешный обыск и арестовали батюшку. Впоследствии тройка НКВД приговорила Петра Александровича Воскресенского к восьми годам каторжных работ в Сибири.

В 1941 году старшего сына Леонида, вернувшегося инвалидом с финской войны, забрали на фронт. По состоянию здоровья он был уже не годен к воинской службе, но как сына «врага народа» его направили в самое пекло. Леонид Воскресенский погиб в первые дни войны. Дома у него остались жена и сыновья.

С каторги батюшка вернулся глубоко больным человеком, но доброты, милосердия и веры не растерял. Семья Воскресенских поселилась в Богородске. Земная жизнь отца Петра закончилась в 1953 году. Он похоронен на городском кладбище. Рядом с ним покоится прах его жены и внука Николая. Могилы четы Воскресенских не забыты. В Богородске живут их внуки Владимир Леонидович и Александр Леонидович Воскресенские. Мы связались по телефону с Александром Леонидовичем, который рассказал нам о тяготах, выпавших на долю их семьи. Потомки отца Петра бережно хранят память о своем дедушке, который достойно пронёс по жизни звание христианина и не посрамил памяти отцов.

 

Марина Бригатова. Фото Максима Баландина. На снимке: Памятник погибшим воинам в Баранове. Имя Леонида Воскресенского высечено на мемориальной плите.

назад к списку новостей