Павловский благочиннический округ - Статья историка Филатова Павла "О богословии истории и апологии христианства"
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Статья историка Филатова Павла "О богословии истории и апологии христианства"25 Январь 2014

О богословии истории и апологии христианства

Выдающийся французский историк Марк Блок, расстрелянный фашистами в 1944 году за участие в Сопротивлении, писал: «Христианство – религия историков».  И я согласен с этим определением. Ведь линейная модель истории, в отличие от циклической античной, является сущностью христианской историософии – мир движется, движется от Творения до Второго Пришествия Христова. И, в связи с этим, для каждого христианина важно именно то, что Христос был исторической личностью, то, что Он родился, жил, проповедовал, страдал, умер на кресте и воскрес. Иначе «...проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

Если мы внимательно присмотримся к историческому процессу как великой драме жизни, то увидим, что люди действуют благодаря либо вопреки Христу. Предвижу вопрос о не знавших или не знающих Его культурах. Отвечу так – Евангелие должно быть проповедано «даже до последних земли». Это долгий процесс. Та часть мира, которая познала христианское учение, всегда действует «благодаря или вопреки». Граница – свободная воля человека, ослабленная pessatum originale (первородным грехом).

…История – это процесс постоянных изменений общества во времени. Это далеко не всегда прогресс, далеко не всегда картина исторического процесса радужна. История человечества зачастую  - очень тяжелое наследие. Но, когда люди задают вопрос: «зачем Бог допустил то или другое плохое, злое, негативное» (этот вопрос я и сам себе многократно задавал), следует ясно осознавать – все плохое не благодаря, а вопреки Христу и христианству.

…Среди всех драм и трагедий (даже ужасов) истории, мы находим замечательные примеры Промысла Божия о человеке, которые не скрыты от внимательного исследователя. Не знаю, какой пример и привести. Вот Европейское Средневековье (medium aevum) именовали «темными веками». Но…именно в эти века стали появляться университеты, теснейшим образом связанные с христианской (в Европе – католической) церковью.

Присмотревшись к истории Руси, России, Российской империи, мы найдем (повторяю прописные истины), что система государственности, права, властных институтов, образования, да и самые скрытые, глубинные элементы социума (например, семья и частная жизнь)  – были связаны с Русским Православием и Церковью. Общая же идея перечисленных мной компонентов социального бытия – гармония (вспомним византийскую симфонию).

Читая агиографическую литературу, мы находим прекрасные примеры действия Промысла в жизнях отдельных людей, зачастую находившихся в труднейших жизненных обстоятельствах. А если обратимся к обыкновенным делопроизводственным документам, то увидим проявления Воли и Милосердия, Мудрости Бога в судьбах обычных, самых заурядных людей. Вот мне встречался в документах случай неканонического поведения одного сельского дьякона, который крепко выпивал, ругался, прогуливал службы. Он пять раз состоял под церковным судом, и каждый раз искренне каялся.  Каждый раз архиерей его прощал.  В конце концов, этот человек исправился, и начал обычную достойную христианскую жизнь. Разве мы не видим в этом случае подтверждения глубокой правды Писания? А ведь тут обычный эпизод обычной давным-давно окончившейся земной жизни.

Итак, немного погрузившись в историю, мы обнаруживаем основную ее антиномию – «благодаря» или «вопреки» Богу. Но в какую бы сторону не отклонялся вектор изменений общества во времени, в истории проявляется Промысл Божий, направляющий ход событий жизни – целых государств и отдельного человека – к единственной цели. К Царствию Божию. Без этого история бессмысленна.

Кто-то, возможно, заподозрит меня в излишнем пафосе проповедника, кто-то – усомнится в научности моей статьи. Но я был абсолютно честен с вами.

П.В.Филатов, помощник благочинного Павловского округа по образованию, соискатель ИРИ РАН

назад к списку новостей