"Неделя на Святой Земле" - заметка Бригатовой Марины, паломницы из Павловского благочиния23 Апрель 2013
Неделя на Святой Земле
«Добро пожаловать домой!» – такими словами встречают в Тель-Авиве всех паломников, прибывших на Святую Землю, духовную родину всех христиан. Поклонится величайшим святыням Палестины, помолиться на Святой Земле русские люди стремились всегда. Но если в давние времена паломничество сюда длилось около года, то маршруты современного паломника рассчитаны на неделю. За это время верующие люди успевают посетить места, где происходили важнейшие евангельские события: Вифлеем, где родился Христос; Галилею, где Он провел большую часть Своей жизни; Иерусалим, где Он умер и воскрес из мертвых. Мы стремимся на Святую Землю, чтобы увидеть своими глазами холмы и долины, на которые смотрела Богородица, Галилейское озеро, по водам которого прошел Иисус, вдохнуть воздух Иудейской пустыни, где проповедовал Иоанн Предтеча, искупаться в водах Иордана.
Побывать на Святой Земле стремится каждое верующее сердце, и я рада, что прекрасный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы мне посчастливилось встретить в Назарете. Именно здесь Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве с вестью о том, что Она станет Божией Матерью. Но обо всем по порядку.
Вечная весна
Перелет Москва – Тель-Авив длится всего четыре часа. За это время из заснеженной России переносимся в страну вечной весны. Так иногда называют Израиль. Вообще это государство называют по-разному: земля Ханаанская, Израиль, Палестина, Святая Земля, Земля Обетованная. Большая часть событий, описанных в Библии, произошла здесь. Сюда Моисей вывел народ Божий из египетского плена, здесь царствовали Давид и Соломон, а пророки говорили о воле Божией и грядущем пришествии Спасителя.
Ежедневно аэропорт Тель-Авива встречает тысячи паломников и туристов со всех уголков мира. Паломник отличается от туриста тем, что он едет на Святую Землю не посмотреть, а помолиться, поклониться и прикоснуться к особому миру. Для этого прибыли в Израиль и мы, православные нижегородцы.
Израиль встретил нас буйным цветением экзотических деревьев и цветов. В воздухе стоит сладкий аромат белых, сиреневых, коралловых соцветий, которые нежным покрывалом укрыли город небоскребов Тель-Авив. Теплый ветер гуляет в кудрявых кронах финиковых пальм и эвкалиптов, но ощущается близость пустыни. Гид предупреждает: здесь надо постоянно пить воду, иначе наступит обезвоживание организма, которое «подарит» головную боль.
А автобус уже мчит нас в древний город Лидда, родину Георгия Победоносца. Здесь, под сводами православного храма, уже много столетий покоятся мощи великого святого, имя которого в России известно даже ребенку. Сквозь века христиане сохранили железные кандалы и цепь, которой был скован великомученик. На иконах он изображен сидящим на белом коне и поражающим змея копьем в пасть.
Есть в древней Яффе еще одно место, куда стремится русская душа. Это храм святого апостола Петра и праведной Тавифы, возведенный на месте ее погребения. В гробнице праведной Тавифы мы увидели, как хоронили людей в пещерах. Оказывается, тело умершего человека оставляли в пещере, вход в которую закрывали камнем. Через некоторое время промывали кости, складывали в костницу и убирали. Отсюда и пошло известное нам выражение «промывать кости». Ключарем подворья этого храма является протоиерей Игорь Пчелинцев. Еще несколько лет назад он возглавлял пресс-службу Архиепископа Георгия и был главным редактором «Ведомостей Нижегородской епархии». По долгу службы мы не раз встречались с этим батюшкой, и вот сейчас нашли его пристанище в Израиле.
Святой град Иерусалим
Под покровом темноты мы прибыли в Иерусалим. На старинных картах этот город изображен как центр мира. Этот город построен на холмах Иудейского нагорья. С какой бы стороны ни подходил к городу путник, ему всегда приходилось идти вверх. Поэтому древние говорили, что в Иерусалим восходят. Сначала этот глагол использовался только в географическом смысле, а потом, когда Иерусалим стал местом крестной смерти и воскресения Иисуса Христа, к географическому смыслу восхождения прибавился смысл духовный.
Здесь в 4 веке византийский император Константин воздвиг Храм Гроба Господня. Это место святое для каждого христианина. К храму Гроба Господня ведет Виа Долороза – улица, по которой пролегал крестный путь Спасителя к месту распятия на Голгофу. Вместе с гидом мы прошли по скорбному пути. Виа Долороза или «Путь страданий» ведет по узким извилистым улочкам старого Иерусалима. По преданию, по этим улочкам, где сейчас шумят арабы - торговцы сувенирами, вели Господа к горе Голгофе. Здесь Он был приговорен к смерти, здесь в последний раз увидел Свою Матерь, здесь упал обессиленный под тяжестью креста. Спустя две тысячи лет по этому пути идем мы, паломники, и мысленно переносимся в те времена, когда обезумевший народ, встречая Спасителя, кричал: «Распни Его!».
В огромном и величественном храме Гроба Господня 42 придела, принадлежащие представителям шести конфессий. Внутри храма много икон и лампад, пожертвованных русскими царями. При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Иисуса по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили Плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад и подсвечников.
Крутые каменные ступени ведут к святой Голгофе, месту, где был распят Христос. Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был Животворящий Крест Господень. Отверстие это обложено серебряным окладом. Паломники смиренно встают на колени, склоняют головы и прикладываются губами к этому святому месту.
В храме Гроба Господня действует статус-кво, т.е. все принадлежит всем. Без всеобщего решения здесь не может быть забит ни один гвоздь. Каждая конфессия имеет свои часы молитв. Например, в дни нашего пребывания в Иерусалиме, Божественная литургия была назначена на 00.30., и до 4.00 храм был в распоряжении православных христиан. Служба шла на греческом языке, и только несколько молитв прозвучали на родном для нас церковно-славянском языке.
Под сводами Храма Гроба Господня верующие люди переживают много волнующих и дорогих сердцу минут. Никогда не забыть те мгновения, когда приклонив голову, мы заходим в кувуквию. Это то место, где в Великую субботу сходит Благодатный огонь. Кувуквия, т.е. часовня, построена над той самой пещерой, в которой было погребено тело умершего Спасителя. Вот тот самый камень, на котором Христос Воскрес. И вот до этого камня дотрагиваюсь я, судорожно осеняя себя крестным знамением и шепча слова молитвы. В этот момент охватывают разные чувства: благоговение и радость, трепет и страх. И слезы благодарности подступают к глазам. Попасть в кувуквию можно лишь отстояв очередь, в которой плечом к плечу стоят православные и католики. Представителей разных вероисповеданий объединяет любовь к Богу и огромное желание поклониться драгоценным святыням, которые дороги всем.
Благовещение в Назарете
В Назарете нас ожидало радостное событие – праздничная литургия по случаю Благовещения. Здесь Архангел Гавриил впервые явился Деве Марии. Богослужение возглавил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. Тот самый Патриарх, который в великую субботу молится о схождении Благодатного огня. А на Благовещение он прибыл в Назарет, чтобы помолиться вместе с паломниками со всего мира. Литургия совершалась на нескольких языках – греческом, арабском, славянском. Богослужение прошло на площади перед храмом Архангела Гавриила. Храм стоит над источником, из которого городские жители брали воду еще во времена Спасителя. Источник этот упоминается в Евангелии. К нему ходила за водой Божия Матерь и, наверное, Сам Иисус. Седьмого апреля в Назарете было жарко, ярко светило солнце, и потому у святого источника люди находили спасительную прохладу. После литургии состоялся праздничный крестный ход в сопровождении по-военному одетых скаутов, которые играли на волынках и били в барабаны.
Кана Галилейская: первые чудеса
Полюбовавшись парадом радостных и нарядных скаутов, мы отправляемся в Кану Галилейскую. Две тысячи лет назад здесь, в низине между холмами, было маленькое еврейское селение, в котором Господь совершил первое чудо. Он выбрал для него брачный пир – радостное событие обычной человеческой жизни. Чудо превращения воды в вино совершилось по просьбе Матери Божией. В Кане Господь совершил еще одно чудо – исцелил сына царедворца.
Сегодня в Кане действует несколько церквей, расположенных на одной улице, называемой Церковной. А еще здесь закрепилась паломническая традиция – приобретать вино в память о чуде Спасителя.
От Каны до Галилейского озера – около 15 км. В Израиле его называют морем, припоминая его историческое значение. На Галилейском море развернулись многие события Евангельской истории. По его водам ходил Спаситель, здесь Он призвал на служение апостолов. Издавна море было богато рыбой, потому первые апостолы вышли из рыбаков. На берегах Галилейского моря Спаситель провозгласил Свою Нагорную проповедь, сотворил множество чудес, произнес множество притчей. Здесь же, на берегу, Он явился апостолам после Своего Воскресения.
В древности и сейчас Галилейское море – главный источник пресной воды для Израиля. Сюда тянутся люди со всего мира, и потому на местных зеленых и цветущих курортах всегда многолюдно. Мы тоже купались в библейском море и загорали на его изумрудных берегах. А потом по существующей традиции на судне отправились исследовать Галилейское море. Было удивительно и радостно плыть по тем местам, где ступала нога Спасителя, где творились великие чудеса. Чтобы напомнить о евангельских событиях, хозяева корабля вручили нам сети и предложили самим выловить рыбу. Наши сети, конечно, остались пустыми, но рыбу мы все-таки попробовали. В ресторане, на берегу моря. Для туристов и паломников здесь готовят фирменное блюдо, которое называется «Рыба Святого Петра». В России ее называют тилапия. Со времен Христа и до наших дней она водится в Галилейском море. Именно ее ловлей промышляли будущие апостолы Петр и Андрей перед тем, как Иисус Христос призвал их на апостольское служение.
Попробовать знаменитую и самую популярную рыбу Израиля можно в любом ресторане в окрестностях озера. Она сочная, нежирная и не костлявая. Подают ее обычно запеченной целиком, с салатом и долькой лимона. «Рыба Петра», действительно, очень вкусная.
На берегу Галилейского моря стоят старые развалины древнего Капернаума и небольшой православный монастырь. А две тысячи лет назад здесь был большой город. В Евангелии его называют «городом Иисуса». Здесь бывал и, возможно, даже жил Спаситель. Сегодня здесь музей под открытым небом.
Вифлеем – родина Христа
В Вифлееме родился Господь наш Иисус Христос. Здесь все напоминает о библейских событиях. Город раскинулся на каменистых склонах невысоких холмов, под жарким солнцем пастушки неспешно пасут отары овец и коз, на полях зеленеют оливковые деревья, финиковые пальмы, миндаль и виноград. У некоторых олив установлены таблички, говорящие о том, что деревья посажены еще до Рождества Христова. Сохранилась и обширная равнина, благословенное Поле пастушков, на котором ангелы явились пастухам. Поле пастушков с древних времен стали почитать святым местом для паломничества христиан. Сейчас на этом месте стоит храм, у стен которого и похоронены те самые пастушки.
Прибывшие в Вифлеем паломники первым делом спешат оказаться в храме Рождества Христова. Он построен в IV веке и с тех пор ни разу не разрушался, и не осквернялся. Правда, кто-то однажды попытался заехать в храм на лошади, и христиане заложили ворота камнем, оставив в стене небольшой проем. Так получились «врата смирения». Отныне войти в храм можно лишь в глубоком поклоне.
Храм поражает величественной простотой. Вблизи алтаря на столбе изображен Нерукотворный Образ Спаса, обладающий удивительной особенностью. Глаза Спасителя то открываются, то закрываются. Рядом с колонной вход в пещеру Рождества. Сколько раз рассказывала детям об этой пещере, мысленно представляя ее, затерянную в Иудейской пустыне. И вот я здесь. Пещера неглубокая, вся освещена лампадами, пол выстлан мрамором. В пещерном храме установлен престол, а под ним серебряная Звезда. Она обозначает место, над которым остановилась Звезда востока, когда родился Спаситель мира. По кругу звезды надпись на латыни «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Паломники преклоняют колени и благоговейно прикладываются к серебряной Звезде. В нескольких шагах от места рождества находятся ясли, в которые Божия Материь положила Младенца. Здесь волхвы поклонялись Богомладенцу и прославляли Его.
Над входом в пещеру находится Вифлеемский Образ Божией Матери. Это единственная в мире икона Богородицы, на которой Она улыбается. По сложившейся традиции перед этим образом люди молятся о даровании детей и семейном благополучии.
Моря и пустыни
Святая земля – это территория Израиля, Палестины и Иордании. Почти половину земли занимают пустыни. Но пустыни в Израиле – это не песок, а разноцветные горы, глубокие каньоны и пещеры, ущелья и оазисы. Пустыни Святой Земли - это целая страна, созданная ветром, водой и временем.
А вот природными ископаемыми страна обделена. Как шутят современные израильтяне, Моисей сорок лет водил народ по пустыне, чтобы найти единственное место на Ближнем Востоке, где нет нефти…
Развито в Израиле сельское хозяйство. Казалось бы, как в пустыне можно получать огромные урожаи помидоров и огурцов, винограда и инжира, зерновых и бобовых. Оказывается, здесь разработана уникальная система капельного орошения. Секрет ее в том, что вода подается не просто на поле, а непосредственно каждому растению. Воды тратится ровно столько, сколько нужно растению, чтобы оно выросло и дало плод. За расходом ценной влаги следит компьютер.
Вдоль дороги раскинулись стоянки бедуинов. Эти люди нигде не работают, не имеют документов, не платят налоги. Они живут в лачугах, созданных ими из строительного мусора, пасут отары овец, занимаются земледелием. Бедуинов не призывают в армию, но иногда они служат разведчиками и проводниками. Вообще, в Израиле всеобщая воинская повинность. Служат парни и девушки, днем отдают почетный долг Родине, а вечером с автоматами через плечо идут домой. Мы наблюдали эту картину. Служить в армии для израильтян почетно. Здесь даже в голову никому не придет «косить» от армии, откупаться от священной обязанности. Тем более, что мир на Ближнем Востоке – явление хрупкое и неустойчивое.
Мертвое море
Израиль – страна четырех морей. Особый интерес путешественников вызывает Мертвое море. Оно расположено в самой низкой точке Израильской земли. В Библии Мертвое море называется Соленым. Содержание соли в воде превышает 30 процентов. Это даже не морская вода, а рассол. Перед купанием в Мертвом море нас предупредили – вода не должна попадать в глаза, это очень опасно. Уже в воде выяснилось, что на поверхности моря можно сидеть, как на перине, чувствуя невесомость своего тела. Рядом со мною купалась мусульманская девушка, наглухо одетая в паранджу. Она бесконечно улыбалась, радуясь ласковому солнцу и своему счастью.
В библийские времена рядом с Мертвым морем находились Содом и Гоморра, пользовавшиеся дурной и страшной славой. Жители этих городов были крайне распущены, развратны и жестоки. Бог прогневался на них и уничтожил Содом и Гоморру. Но прежде чем сделать это, Бог вывел из Содома семью праведного Лота. В Библии описано, как полились с неба огонь и сера, как только семья покинула проклятый город. Бог запретил Лоту и его семье оглядываться на гибнущий Содом. Но жена Лота ослушалась Бога, обернулась и превратилась в соляной столб. Сейчас эту колонну из каменной соли можно увидеть на горе Содом. Это место вызывает у путешественников особый интерес.
Иордан
Но есть на земле Палестины и другие места, которые сердца паломников заставляют биться чаще. Это река Иордан, в которой Господь принял Святое Крещение от Иоанна Предтечи. Сегодня река по-прежнему является основной водной артерией Палестины. Святое место находится в пограничной зоне, и окунаться в Иордане нам пришлось под присмотром вооруженных пограничников, которые несут службу на обоих берегах. Присутствие суровых военных заставляет чувствовать себя, как на линии фронта. Тем более, что мы подъехали к Иордану по дороге, вдоль которой тянулась колючая проволока и были установлены знаки заминированного поля.
Посреди неширокой реки установлены полосатые столбики, обозначающие границу с Иорданией. Если заплывешь подальше – нарушишь государственную границу, что чревато международным конфликтом. Обо всем этом паломников предупреждают гиды. И тем не менее, каждый человек, оказавшийся в воде Иордана, испытывает незабываемые ощущения, ведь мы погружаемся в том месте, где принял Крещение Сам Господь. Радость на душе невероятная, ведь каждый осознает, что на этом месте свершилось великое чудо Богоявления. Здесь раздался Отчий глас: «Сей есть Сын мой Возлюбленный», здесь Святой Дух явился «в виде голубине», здесь Господь начал миссию спасения рода человеческого.
Когда православные паломники прибывают на Иордан, возникает умилительная картина. Мужчины, женщины, дети надевают одинаковые белоснежные сорочки, в которых люди становятся похожими на ангелов. На лицах у всех светлые улыбки. Хотя вода в Иордане мутная, зеленоватая, но после погружения не остается никаких следов. Ощущение такое, как будто мы погружались в чистую родниковую воду. По сравнению со святыми источниками Дивеева, воду в Иордане можно считать теплой, хотя купание в ней тоже требует определенного мужества.
Монастыри Израиля и Палестины
В Израиле и Палестине очень гостеприимные монастыри. Повсюду паломников угощают, как самых дорогих гостей. Травяной чай, хлеб, помидоры и оливки предлагают каждому, кто переступает порог святой обители. По древней традиции паломников сначала покормят, подарят икону, свечку, а потом покажут монастырь. В монастырях Святой Земли очень живописно, земля утопает в цветах. Паломников встречают павлины и говорливые попугаи. Навсегда останутся в душе русские монастыри, такие как, Горненский монастырь. Это настоящий цветущий рай. А возле монастыря есть укромное местечко, где в горе пряталась праведная Елисавета с младенцем Иоанном. Бассейн, лимонные деревья с плодами — очень красиво и очень уютно. Мы были на Елеоне, в монастыре Марии Магдалины и Елеонском монастыре.
Фавор и гора Искушения
По высокогорному крутому серпантину поднялись на Фавор. На этой горе произошло Преображение Господне. Это один из ключевых эпизодов Нового Завета. Чтобы освежить в памяти события, которые произошли на Фаворе, священники, сопровождающие паломников, читают Евангелие. Это прекрасная традиция, которая позволяет верующим людям познать Евангелие не только через книгу, но и через знакомство с теми местами, где был Иисус Христос.
Сама по себе гора Фавор не очень высокая, всего 600 метров. Но большой автобус на вершину не заедет, попросту не сможет вписаться в резкие повороты. Потому паломников на Фавор доставляют на микроавтобусах бесстрашные арабские водители.
Большое впечатление на паломников оказал расположенный в Иудейской пустыне монастырь Искушения. Он построен в IV веке на горе Искушения, на которой молился Господь в дни поста Своего. К монастырю, закручиваясь серпантином, ведет широкая горная тропа, по которой мы поднимались пешком. Главная святыня монастыря — камень, на котором, по преданию, молился Господь Иисус Христос. «Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: «Не хлебом единым жив человек».
Святой град Иерусалим сейчас живет в ожидании Пасхи. Совсем скоро здесь снова сойдет Благодатный огонь - символ благословения Божия роду человеческому. Это величайшее чудо вновь увидят тысячи паломников, среди которых будут и нижегородцы. Дай Бог, чтобы память о том, где мы были, что видели, к чему прикоснулись, освещала нашу повседневную жизнь и вела от земного Иерусалима к Иерусалиму Небесному.
Марина Бригатова
Фото автора
-
-
-
-
-