Павловский благочиннический округ - Воспитание нравственности и патриотизма на занятиях по «Основам православной культуры»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть

Воспитание нравственности и патриотизма на занятиях по «Основам православной культуры»25 Апрель 2013

 

Воспитание нравственности и патриотизма

на занятиях по «Основам православной культуры».  

                                                                                                                                                21 век, человечество обрело горькую истину- забвение человеком своего прошлого приводит к разрушению его духовного мира. Он теряет силу своего разума и теплоту сердца. Но это заметно не всем и не сразу. Среди тех, кто в первую очередь наблюдает картину нравственного падения общества, стоят учителя. Они видят начало жизненного пути детей, помогают им обрести опыт, знания, стремятся посеять в их душах только разумное, доброе, вечное. Конец жизни человека зависит от её начала. Это как дерево: как посадишь, так и вырастет. Если криво, то потом сколько не исправляй, все без толку- оно останется кривым. Словом, чтобы жизнь сложилась правильно, надо знать правила жизни. Во многом от учителя зависит направление жизненного пути человека. Недаром говорят, что школа даёт путёвку в жизнь. Поэтому в нашем районе с 2004 года был введен новый факультативный курс «Основы православной культуры». Этот предмет преподается на добровольной основе, по желанию родителей и учащихся в семи школах района. Педагоги ставят перед собой задачи развития у детей духовно-нравственных качеств на основе изучения традиционных для России ценностей, организации успешной социализации школьников, воспитания у детей патриотизма – любви к Отечеству и к своей малой родине. По отзывам родителей, детей, педагогов наш курс вносит оздоровление в школу, наполняет, оживляет воспитание, углубляет содержание образования необходимыми и отсутствующими сегодня в школе знаниями. Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте  истории России. На занятиях по « Основам православной культуры» дети знакомятся с устройством православного храма, изучают мир православной иконы, узнают, какими законами Бог сохранял красоту мира, кто такие святые люди?  Что значит быть культурным человеком, что нужно изменить

в нашем городе, селе, чтоб он стал привлекательным, опрятным, чтоб в нем было радостно жить, что такое внутренний мир человека – на эти и другие вопросы ищут ребята ответ на занятиях по «Основам православной культуры».    Нашему государству больше тысячи лет, корни его христианские, вся его история тесно связана с православием. Но получилось так, что современные школьники непозволительно мало знают эту историю, они не понимают язык, на котором сотни лет писали наши предки. В каком жанре написано произведение Ф. М. Достоевского « Братья Карамазовы»? Зачем в романах этого автора звучат Евангельские притчи? Почему перед самой кончиной оставил дом, родных Л. Н. Толстой и отправился в монастырь? Отчего пушкинский пророк оказался в пустыне? Эти вопросы носят познавательный характер. Но ведь есть и другие, которые мы все рано или поздно ставим перед собой. Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о самом важном, о том, что он из себя представляет, где его корни, в чём его вера, в чём смысл его жизни. Мир вокруг нас быстро меняется, и иногда бывает трудно определить, где подлинное и настоящее, а где ложное. « Моральный кодекс строителя коммунизма» отменен, Закон Божий - это закон не для всех. На какие же нравственные ориентиры мы, учителя, должны нацеливать своих воспитанников? Где та нравственная планка, до которой мы все должны дотянуться? Ведь сейчас всем нам уже понятно, что без крепкого нравственного стержня ни один человек не может состояться как личность. На мой взгляд, именно этот учебный курс позволяет нашим детям обрести те самые правила жизни, усвоить те моральные принципы, которые помогут им стать достойными людьми.  Содержание  предмета дает нам возможность протянуть связующую нить из прошлого в будущее, чтобы не прервалась живая связь поколений., чтобы дети знали своих предков, гордились ими. Немаловажной составляющей частью занятий по ОПК является ,на мой взгляд, знакомство учеников с основами церковнославянского языка. Во главу угла при преподавании церковнославянского языка ставится не грамматика сама по себе, не азбука и не спряжения, а постижение смысла текстов, отдельных фраз и словосочетаний. Ведущий принцип преподавания церковнославянского языка – от текста к грамматике, от грамматики – к толкованию текста. На занятиях стараюсь привить детям навык «печатать» церковнославянские буквы, писать уставом, т.к. это воспитывает трепетное отношение к языку.

Велика роль церковнославянского языка в истории русской духовной и светской культуры, в истории русского литературного языка. По данным академиков Шахматова А.А. и Щербы Л.В. более 55% всех элементов русского литературного языка прямо или косвенно восходят к церковнославянскому языку.

Долгие века церковнославянский язык был и языком Церкви, и языком народного просвещения, образования, науки и литературы.

На начальном этапе дети изучают церковнославянскую азбуку, названия букв, сравнивая их с буквами русской азбуки. Ученики знакомятся со смыслом слов на каждую изучаемую букву. Рассказываю учащимся о просветительском подвиге святых братьев Кирилла и Мефодия. Дети знакомятся с видами ударений, с титлами и  другими надстрочными знаками, с написанием букв и цифири.

Для закрепления начертания букв обязательно использую прописи по церковнославянскому языку авторов Макаровой Е.В.  и Есинской И.Б. Также изучаем правила употребления и написания отдельных букв. Считаю необходимым на уроках церковнославянского языка знакомить детей с Псалтирью и Часословом, т.к. они искони являлись первыми учебными книгами для многих поколений русских детей. Обязательно провожу с детьми смысловой анализ текста этих книг – готовность к добродетели, борьба со страстями, покаяние и т.д. Традицией русского книгопечатания являлось стремление украсить каждую страницу книги красивыми орнаментами, искусно выписанными заглавными буквами – буквицами, в изображение которых вплетались и цветы, и травы, и фигурки животных и людей. Рисование орнаментов на занятиях по «Основам православной культуры» делает урок более живым, дает детям возможность проявить свои таланты. Ребята приучаются внимательнее смотреть на окружающую  природу, видеть красоту в самых простых, обыденных вещах – в травинке, деревце, цветке. В конечном итоге такие занятия помогают ближе узнать и полюбить свою малую родину. Думается, что мы, учителя, родители, должны дать нашим детям возможность стать духовно богаче, увидеть на наших уроках истинную, настоящую Россию и полюбить её.

 

Курникова Т. В., МБОУ ООШ д. Лаптево.

назад к списку новостей