протоиерей Валерий Медведев посетил Павловский центр социального обслуживания пожилых и инвалидов23 Апрель 2013
23 апреля 2013 года настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Павлово протоиерей Валерий Медведев посетил Павловкий центр социального обслуживания пожилых и инвалидов.
Более двух лет назад началось сотрудничество отца Валерия и городского центра обслуживания инвалидов и престарелых. Настоятель прихода священник Валерий Медведев проводит беседы, приносит пожилым духовную литературу и иконы.
В данном центре социального обеспечения пожилые жители г. Павлово отдыхают и лечатся. Почти для всех – это единственная возможность отрешиться от повседневных домашних забот, подумать о душе, о вечных ценностях.
Сотрудничество прихода и социального учреждения началось с малого – духовной беседы. Отец Валерий вспоминает, что сначала рассказывал о простых вещах – о том, как правильно креститься, ставить свечи, каким святым молиться. В этом году беседа уже стала сложнее и интереснее. И, наверное, многим людям она помогла прикоснуться к Богу, найти путь к вере.
Хотя подопечные центра – люди пожилые, но о церковной жизни многие из них знали лишь по воспоминаниям – вся их сознательная жизнь проходила при советской власти. Но после бесед люди раскрепощаются духовно, начинают задавать все больше вопросов – а это свидетельствует о необходимости проведения таких встреч – сказала директор центра Постнова Марина Леонидовна.
Протоиерей Валерий Медведев начал беседу с одного из главных вопросов жизни:
Зачем я живу?
«Жить просто так, как придется, очень опасно», сказал батюшка. Пока мы будем скользить по наклонной плоскости, время, отпущенное на покаяние, исправление жизни и стяжание благодати Божией, уходит безвозвратно. А ведь потерянного не воротишь.
Человек наш внешний телесный, утешается яствами, напитками и прочими удовольствиями. Но там, где тешится человек внешний, внутренний – томится. Душа томится. Люди поэтому ищут смысл жизни. Значит, нормальный человек, который желает иметь в жизни смысл, не станет жить по принципу: «Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрешь». Он видит, что это – не путь, но блуждание, и ищет, как прийти к внутреннему миру и осмысленности. Размышления человека: почему и для кого живет, за что борется, ради чего существует. Люди пытаются найти смысл жизни в себе, но это невозможно. Мы по природе своей не имеем в себе такого камня, такого твердого основания. А если его нет в нас, тогда его нужно искать вне нас.
Заповеди Божии можно сравнить с законами природы. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняется физическим законам, человек же свободен подчиняться или не подчиняться нравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться. Однако, нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки.
Сравнивая законы природы с Заповедями Божиими, надо сказать, что законы природы временны и условны: они появились вместе с физическим миром и с ним же, вероятно, прекратят свое существование. Нравственные же законы — вечны. Они содержат основные моральные нормы, которые неизменны, потому что отображают собой сущность вечного.
Сознательное нарушение заповедей Божиих ведет к духовному и физическому вырождению, рабству, страданию и в конце концов — к катастрофе.
Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием.
4-я заповедь: Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — посвяти Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя...
Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
Православным христианам следовало бы возобновить в себе духовное горение христиан первых веков и стараться каждое воскресение причащаться святых Тайн Тела и Крови Христовых.
Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе.
Старики оставили нам заповедь: «Не живи как хочется, а живи как Бог велит». Это трудно, надо принудить себя – пойти в воскресный день в храм и поклониться Христу.
Протоиерей Валерий Медведев напомнил присутствующим, что сейчас время Великого поста, время усиленной борьбы со страстями и грехами. В течение всего года человек по разным причинам, чаще всего объективным, не может усиленно жить духовной жизнью, хотя, и должен, конечно. Он не может уделять в должной мере внимание и Богу, и своей душе. То как раз время Великого поста - время, когда он должен посвятить Богу. Пост - это попытка усиления духовной жизни.
Священник рассказал, что Бог посылает горькие лекарства - болезни и скорби, тем самым врачуя душу от грехов, призывая к покаянию и исправлению. Дух, душа лечится только в Православной Церкви, другого способа нет. И тогда будет победа, Господь все управит. Но тут необходим наш духовный труд. Если же будет народ наш бояться, голову в песок прятать, не придет в ограду Церкви - ничего не получится. Апостол Иаков пишет: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?», и продолжает: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». Глубокая любовь к Богу и ближнему своему нераздельна, и если человек совершает добро, любит людей, возможно, кладет жизнь свою за други своя, но Бога не любит, не верит в Него, то, несмотря на доброту свою, он духовно мертв, ибо не хочет знать Бога.
И еще батюшка предупредил, что если сделал добро, то жди искушения, а воздастся только на небесах.
Все верующие являются членами Церкви Христовой, и без Церкви одному человеку трудно найти верный путь к спасению, правильному поведению в земной жизни. Вне Церкви человек хиреет, легко поддается соблазнам, колебаниям, смущениям, смятению духа. Церковь духовно питает каждого приходящего к ней. Мы живем в окружении разнообразных людей: плохих, хороших, верующих и неверующих, встречаемся с последователями вредных учений, не зная об этом, что-то пытаемся передать им свое, но чаще получаем от них вред, ненужные знания и вредную информацию. Наша вера в Господа постепенно вытесняется посторонними мыслями, и, считая себя православным христианином, мы на самом деле становимся слабым отражением христианина, «православным язычником». Постоянное общение с Церковью помогает бороться с окружающим злом и востанавливает в человеке дух веры.
Если человек молится один и не живет жизнью Церкви, то суета и заботы нашего века все дальше и дальше будут уводить его с дороги веры. Необходимо постоянно бывать в храме, молиться со всеми стоящими в нем, исповедаться и приобщаться Святых Тайн. Пребывая в храме, молитесь о друзьях ваших, дабы Господь помогал им жить, сохранять и умножать веру, о врагах и обидчиках, чтобы помириться с ними, о пьяницах, чтобы излечил их от болезни, никогда не забывайте молиться об умерших – только ваша молитва поможет душам ушедших.
Далее протоиерей Валерий Медведев ответил на вопрос, который волновал каждого из присутствующих и батюшка задал его сам себе: Почему мы болеем в старости?
Проблемы, с которыми человек встречается в пожилом возрасте, коренятся в его прошлом. Всем пожилым людям неизбежно приходится сталкиваться с необходимостью стать перед лицом своего прошлого. За свою жизнь мы наделали много грехов, про существование некоторых даже и забыли. А каждый грех надо искупить, искупить страданиями. Вот Господь и посылает нам болезни, не в наказания, а для искупления грехов.
Мы должны готовить человека не к смерти, а к вечной жизни. Что прока в том, что наживешь здесь много разных богатств, а потеряешь жизнь вечную.
Батюшка напомнил, что в ближайшее воскресенье будет большой праздник: Вход Господень в Иерусалим – Вербное Воскресение.
Считается, что в этот день Господь Иисус Христос вошел на ослице в Иерусалим, встречаемый радостно людьми с ветками пальмы в руках. Люди бросали вдоль следования Христа ветви. На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы.
Следующая за Вербным воскресеньем неделя называется Страстной седмицей. Она самая строгая за все время поста.
Последняя неделя перед Пасхой – особая. Церковь настоятельно рекомендует всем верующим и неверующим людям в Страстной седмице в память о Спасителе воздерживаться даже от легкого осуждения ближнего своего, а уж тем более – от лжи, прелюбодеяния, ссор.
Каждый день этот недели минута за минутой отслеживает последние дни жизни Иисуса на земле. Верующие люди в эти дни особенно много и тщательно молятся, строго постятся. В течение Страстной недели Церковь не проводит таинств крещения и венчания, не празднуются дни святых и не поминаются умершие.
А дальше последовало много вопросов, на все батюшка ответил довольно доступными и простыми словами, в частности такие:
Как жить с алкоголиками?
Надо молиться и сожалеть, что сам себя человек злоупотребляющий спиртным загоняет в ад, на муки вечныя. Бес не хочет выпускать его душу из лап. А вы молитесь посильнее, с Божией помощью все одолеете. И не забывайте по-чаще подавать записки на Литургию и молебны, это их духовно подкрепит.
Рост наркомании наблюдается, как жить с ними рядом?
Наркоманы – это люди желающие уйти от сегодняшней действительности, это люди одержимы страстью, а всякая страсть вдохновляется демонами. Христос сказал, что сей род не иначе исходит, как только молитвою и постом.
Как подготовииться к причастию?
Причастие – это Тело и Кровь Самого Христа. Мы в себя принимаем Ссамого Бога и, конечно, к таинству Причастия нужно обязательно готовиться каждый раз. Нельзя допускать «привычки к Таинству», нельзя приступать к Таинству без подготовки. Нужно обязательно читать правило ко причащению, поститься, молиться. По церковным канонам делается послабление поста для больных людей.
Отец Валерий, что такое Соборование?
Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
Батюшка, а как Вы относитесь к сегодняшней власти?
Нет власти аще не от Бога. Церковь показывает пример и молится на каждой службе за власть и воинство её.
Мои внуки хотят придти в церковь перед экзаменами, что им делать?
Очистить себя от грехов, надо исповедаться и причаститься. Бога попросить о помощи, а там Господь решит.
В заключении батюшка Валерий раздал всем по иконке – Вход Господень в Иерусалим, пожелал всем доброго здоровья и души спасения. Потом был сделан общий снимок.
Директор центра от всех присутствующих выразила сердечную благодарность за содержательную и поучительную беседу. Отметила, что беседа получилась, как разговор по душам, в теплой и дружеской обстановке. Поговорили о всех волнующих вопросах, каждый имел возможность задать вопрос священнослужителю. Мы все вместе узнали для себя много нового и познавательного, получили в этой беседе исчерпывающие ответы. Просила батюшку Валерия придти снова.
Но оказывается на этом все не кончилось, еще многие хотели поговорить о наболевшем с батюшкой наедине.
Кашин Владимир.
Фото автора.
-
назад к списку новостей